Дополнительное профессиональное образование
Ситуация на рынке труда меняется достаточно быстро, и в некоторых случаях специалисты могут начать ощущать нехватку профессиональных навыков и знаний, которые требуются им для выполнения своих трудовых обязанностей. Выходом из сложившихся обстоятельств может стать получение дополнительного профессионального образования.
Задачи дополнительного образования
Получение образования, которое является дополнительным к уже имеющемуся, представляет собой неотъемлемую часть образовательной системы Российской Федерации, а потому в полной мере регламентируется действующим законодательством. В частности, основные положения, регулирующие порядок взаимодействия сторон в ходе этого процесса, зафиксированы в ст. 76 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом основной задачей предоставления дополнительных образовательных услуг является обеспечение соответствия уровня квалификации обучающегося актуальным требованиям, действующим на трудовом рынке.
Условия получения допобразования
В соответствии с положениями ст. 76 ФЗ-273, получение образования такого типа предполагает наличие у лица, готовящегося пройти обучение, базовых навыков в области какого-либо вида профессиональной деятельности. В этой связи действующее законодательство выделяет две основных категории соискателей, которым может быть предоставлено образование дополнительного характера:
- лица, которые в настоящий момент проходят профессиональное обучение, получая ту или иную специальность, относящуюся к области среднего профессионального либо высшего образования;
- лица, которые уже имеют законченное профессиональное образование среднего или высшего уровня и нуждаются в получении дополнительных знаний, навыков и компетенций.
Содержание образовательных программ
Ключевая роль в формировании содержания программ предоставления допобразования принадлежит обучающим организациям. Вместе с тем, необходимо, чтобы их разработка проводилась с учетом потребностей обучающегося и реальной ситуации на рынке труда, которая, в свою очередь, в настоящее время находит свое отражение в действующих профессиональных стандартах.
Поэтому учреждениям образовательного профиля в процессе создания программ обучения необходимо принимать во внимание положения профстандартов, которые приняты в качестве действующих для соответствующей области знаний. Так, например, для обучения специалистов бухгалтерского дела следует руководствоваться положениями профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1061н.
Специальные полномочия государственных органов в области разработки программ обучения
Кроме того, следует иметь в виду, что для отдельных областей профессиональной деятельности ФЗ-273 устанавливает особый порядок формирования содержания программ обучения. Так, в соответствии со ст. 7 указанного нормативного акта для специалистов, работающих в осуществлении автомобильных перевозок по международным направлениям, соответствующие программы разрабатываются государственным учреждением, ответственным за формирование принципов федеральной политики в этой области, то есть Министерство транспорта РФ.
Существуют также еще несколько специфических сфер деятельности, в которых процесс установления основных параметров предоставления образовательных услуг определяется не самой организацией обучающего профиля, а уполномоченными государственными органами. Это касается, например, специалистов в области кадастрового дела, для которых содержание программ обучения составляется в соответствии с требованиями Федеральной кадастровой палаты. Лица, профессиональная деятельность которых связана с процессом обработки, хранения, перевозки, утилизации и другими способами обращения с отходами, относимыми к классам опасности с первого по четвертый, проходят дополнительное обучение по программам, утвержденным в соответствии с указаниями Росприроднадзора. Наконец, выработка требований к содержанию программ обучения экспертов в области контроля за состоянием кассового оборудования производится под надзором Федеральной налоговой службы.
1044